Содержание учебной программы дошкольного образования ("Ребенок и общество")
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
Развивать:
- потребность в познании окружающего мира;
- интерес: к себе и миру людей, окружающей действительности;
- к игрушкам, личным вещам, окружающим предметам;
- труду взрослого;эмоциональную и сенсорную сферы на основе расширения действий с предметами и игрушками;
- игровое отношение к окружающему миру;
- потребность в игровой деятельности;
- игровые действия на основе усложнения сюжета игры;
- взаимоотношения детей в игре на основе становления их игрового взаимодействия;
- уверенность в себе, своих силах, проявление самостоятельных желаний;
- личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе);
Формировать:
представления о (об):
- себе и других (внешность, имя);
- значимости гигиенических процедур для здоровья;
- элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни культурно-гигиенические умения;
- навыки культуры приема пищи;
- основы здорового образа жизни;
- умения адаптивного поведения и общения (преодоление дискомфорта, затруднения и т.д.);
- элементарные представления о предметах ближайшего окружения, их свойствах и функциях;
- навыки разнообразных действий с предметами быта;стремление к реализации понятной условной игровой цели и получению воображаемого результата;
- обобщенные игровые действия, переходящие в условные;
- игровое действие замещения;умение выполнять элементарные трудовые поручения; Воспитывать:
- доброжелательное отношение к деятельности взрослых и сверстников, друг к другу в условиях игры рядом;
- желание быть самостоятельным при выполнении гигиенических процедур, заниматься каким-либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т.д.) рядом и вместе с другими детьми, общаться с игрушкой, со сверстниками, трудиться;
- бережное отношение к предметам быта и результатам труда взрослых.
СОДЕРЖАНИЕ
Самопознание
Представление о своей половой принадлежности.
Умение проявлять самостоятельные желания и возможности ("хочу", "не хочу", "могу", "не могу").
Здоровье и личная гигиена
Представления о:
- процессах умывания, одевания, купания;
- потребности в чистоте и опрятности, понимании их смысла ("для здоровья", "для красоты", "чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом", "чтобы взрослые радовались").
Умения:
- выполнять правила гигиены;с помощью взрослого или самостоятельно:умывать лицо, мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (самостоятельно засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, досуха вытираться полотенцем);
- пользоваться носовым платком;
- чистить зубы,
- полоскать рот после приема пищи под наблюдением взрослого;правильно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, салфеткой, стаканом для полоскания, полотенцем, носовым платком; горшком, вовремя сообщая взрослому о своих физиологических потребностях;
- правильно называть процессы умывания, купания, предметы и действия, связанные с ними.
Культура питания
Приучение к здоровому питанию.Поддержка потребности и инициативы:
- не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее;
- правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой).
- Выполнение элементарных поручений: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол.
Безопасность жизнедеятельности
Представления об элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни:
- не подходить близко к глубокой яме;при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки;держаться за перила;
- при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги;не брать в руки острые предметы;в многолюдных местах держаться за руку взрослого.
- Соблюдение оптимального и рационального уклада жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физического благополучия.
Проявление взрослыми внимания, ласки, заботы к воспитанникам при организации всех режимных процессов.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Представления:
- об элементарных способах общения;о сотрудничестве со взрослым по поводу предметов и действий с ними, стремлении слушать и слышать взрослого.
Умения:
- обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком;включаться в совместную деятельность, игру, развлечение;здороваться,
- отвечать на приветствие взрослого, благодарить;выполнять его просьбы, доступные для выполнения (собрать игрушки, сложить в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.).
Адаптивное социальное поведение
Представление о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, уходить от взрослых, кричать на детей и т.д.).
Умения:
- пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом;пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен.
Познание социума
Представления о:
- родителях, близких взрослых;доступных воспитаннику культурных ценностях: город (деревня), национальные праздники и развлечения;родном крае (растениях и животных).
Умения:
- осознавать себя членом семьи и осознавать родственные связи (мои мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети);
- различать других детей и взрослых по внешним признакам (одежде, прическе), имени, предпочтению игрушек; чужих и незнакомых людей.
Рукотворный мир
Представления о (об):
- предметах ближайшего окружения, с которыми действуют дети в повседневной жизни (предметы быта, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, продукты питания и орудия труда), и их основных свойствах, частях и деталях;
- назначении предметов и действиях с ними (ложкой едят, на стульях сидят);свойствах и качествах предметов (шубка мягкая, кубик твердый, звонкий колокольчик);том, что все вещи и предметы сделаны людьми (повар готовит пищу, шофер привозит продукты, помощник воспитателя моет посуду);
- элементарных связях между предметами и человеком (одел шубу - стало тепло, включили лампу - стало светло), между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет (чашка бьется при падении, бумага рвется, обувь намокает);
- хозяйственно-бытовом труде взрослых, о том, что предметы сделаны людьми.
Умения:
- различать окружающие предметы по форме, цвету, величине, назначению, практическому использованию (для купания, кормления), узнавать и называть их;выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные качества и свойства предметов;
- замечать новые свойства и качества предметов, различать и называть части или целое (игрушки-вкладыши), существенные детали предметов (у стульев ножки, у шкафа дверь);действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением;
- пользоваться предметами быта, игрушками (для купания, кормления куклы и пр.) в соответствии с их назначением и свойствами, различать их;
- обобщать предметы по существенным признакам и называть их (куклы, машины, кубики);
- проявлять:интерес к бытовому труду близких взрослых (мама шьет платье, моет посуду, папа пылесосит);
- бережное отношение к игрушкам, личным вещам, окружающим предметам как к результатам труда взрослых.
Игровая деятельность
Особенности игровой деятельности.
Характерно доминирование интереса к разным игровым действиям (усадила кукол за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, куклы остались ненакормленными).
Проявляется стремление действовать самостоятельно, выполнять отдельные действия, характерные для взрослого (укладывает куклу спать, как мама). Не называет себя именем взрослого, озвучивает игрушку, говоря от ее лица.
Содержание:
Игровые действия с игрушками, предметами; на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному; логика игровых действий определяется жизненной последовательностью; возникновение элементарной строительной игры.
Представления об:игровых действиях с игрушками;игре рядом с другими детьми.
Умения:
- понять и принять игровую задачу, поставленную взрослым;
- отображать впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности;
- отображать и воспроизводить действия взрослых с предметами в соответствии с их функциональным назначением в жизни человека (например, процесс купания, кормления куклы);
- играть на основе усложнения сюжета игры, включающего действия:одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сменяющихся ситуациях: приготовление обеда, кормление дочки и т.д.;
- нескольких персонажей с набором определенных связей, а в дальнейшем с отражением некоторых отношений между ними;
- переходить к другому игровому действию на основе обобщения (ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию - укладывает ее в кровать);
- сравнивать свои игровые действия с действиями взрослого;передавать в сюжетно-отобразительной игре не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни;
- проговаривать свои игровые действия;действовать в игре с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей кашкой и т.д.;
- играть рядом, не мешая друг другу, вступать во взаимодействие друг с другом.
Трудовая деятельность
Самообслуживание
Умения:
- с помощью взрослого и самостоятельно:одеваться и раздеваться в определенной последовательности, надеть или снять майку, платье и т.п., из чего складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание и др.);
- расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), одежду выворачивать на лицевую сторону, складывать ее на место;
- расшнуровывать и расстегивать обувь, с помощью взрослого зашнуровывать и застегивать ее;замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого;правильно называть процесс одевания, предметы и действия, связанные с ним.
Хозяйственно-бытовой труд
Представление о процессе уборки игрушек.
Умения:
- ставить или класть на место игрушки после игр;
- выполнять несложные трудовые поручения (поставить стульчик к столу, разложить бумагу и карандаши для занятий).
Труд в природе
Представление о труде взрослого посредством наблюдения (уход за растениями, животными).
Умение
- выполнять элементарные трудовые поручения с помощью взрослого (покормить птичек, рыбок, полить растения).
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
Развивать:
- познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой, познавательной, трудовой деятельности;потребность в чистоте и опрятности (мыть руки с мылом после каждого загрязнения; пользоваться полотенцем, следить за аккуратностью одежды);стремление к видению и пониманию радостного, печального, спокойного эмоционального состояния человека;способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;чуткость и чувство жалости по отношению к переживаниям близких людей, сверстников, героев детских сказок;интерес к предметам и материалам, познанию их особенностей, труду взрослых и его назначению;желание активно действовать с предметами рукотворного мира в различных видах деятельности;интерес к разным сюжетам игры;потребность в общении с другими детьми в условиях игровой деятельности;личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
Формировать:
- адекватные представления о себе, о других;осознание: себя как члена детского общества; своей половой принадлежности;начала психологической культуры;адекватную оценку своих действий, образа "Я" и положительную самооценку;навыки: самоконтроля; культуры приема пищи; умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности;опыт игровых действий;способы решения игровой задачи, приобретающие обобщенность и условность;умение наделять себя, партнера, предмет или действие игровым значением, смыслом, обозначать роль в игре;представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении;сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;желание участвовать в трудовой деятельности; воспитывать:культуру целостного процесса принятия пищи;самостоятельность, осознанное и положительное отношение к самообслуживанию;интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;стремление к совместной игре, желание делиться игрушками;начала трудолюбия;осознанное и положительное отношение к труду;культуру и самостоятельность выполнения трудовых действий;уважение к труду взрослых и бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности, предметам рукотворного мира ближайшего окружения;желание оказывать взрослым посильную помощь.
СОДЕРЖАНИЕ
Самопознание
Представления о (об): своих частях тела;своем внешнем виде;опрятности;образе "Я" (Я - хороший);изменении своего социального статуса в связи с приходом в дошкольное учреждение.
Умения
- осознавать свою половую принадлежность и поведение, адекватное половой роли;позитивно относиться к себе.
Здоровье и личная гигиена
Представления о:
- значении всех процессов самообслуживания (для здоровья, для красоты, чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом);предметах одежды и обуви; предметах, используемых в самообслуживании (мыло, полотенце, водопроводный кран и пр.), и их назначении.
Умения:
- самостоятельно мыть руки и лицо: засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, умывать лицо, досуха вытираться полотенцем; под наблюдением взрослого чистить зубы;самостоятельно и правильно пользоваться расческой, носовым платком;самостоятельно или с небольшой помощью взрослого пользоваться туалетом, вовремя сообщать о своих физиологических потребностях;поддерживать опрятный внешний вид и испытывать радость от чистой, красивой одежды, аккуратной прически и, наоборот, отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной одежды, непричесанных волос.
Культура питания
Первичные представления о полезности пищи.
Умения:
- спокойно садиться за стол и выходить из-за него;правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой;есть аккуратно;не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу;пользоваться салфеткой, благодарить после еды.
Безопасность жизнедеятельности
Представления о:
- безопасных условиях окружающей среды;правилах безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома: запрет приема лекарственных препаратов без разрешения взрослых; осторожное передвижение при спуске с лестницы; правила пользования игровым, физкультурным оборудованием, купания в бассейне, водоемах; запрет приближаться к открытому окну, двери балкона, запрет игры с огнем, уходить одному с незнакомыми людьми, выходить без разрешения за пределы участка детского сада, общаться с бездомными животными;простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях: кровотечение из носа, травма, ожог и др.;том, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду.
Умения:
- оберегать глаза от травм, переутомления (не трогать их грязными руками, не бросаться песком, использовать по назначению карандаши, рассматривать книги там, где много света);применять доступные правила поведения на улице, правила пожарной безопасности.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Представление о хороших и плохих поступках детей по отношению друг к другу в жизни и на картинках.
Умения:
- пользоваться уменьшительно-ласкательной формой имен;использовать вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми;давать оценку хорошим и плохим поступкам детей с помощью взрослого;выполнять отдельные действия по указанию или поручению взрослого.
Адаптивное социальное поведение
Представления о:нормах поведения;порядке в групповой комнате и на участке.
Умения:
- высказывать свои желания;словесно выражать свое состояние;культурно себя вести (не толкать, не бить другого, не забирать у него игрушку и т.д.);выполнять что-либо аккуратно, спокойно, не отвлекаясь.
Познание социума
Представления о:
- том, как в семье заботятся друг о друге;близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участках учреждения дошкольного образования; труде работников дошкольного учреждения и др.);некоторых особенностях внешности взрослых;труде взрослого с разными материалами, из которых он создает для воспитанников различные предметы, игрушки;своей малой родине - название города, поселка;народных и государственных праздниках.
Умения:
понимать:отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей по мимике и жестам;особенности внешнего вида детей (аккуратный, неряшливый);узнавать членов своей семьи, называть их имена;позитивно относиться к близкому окружению и событиям, в которых воспитанник принимает участие;различать взрослых по половому признаку;узнавать людей в жизни и на картинке (фотографии);проявлять доброжелательное отношение к людям.
Рукотворный мир
Представления о:
- предметах ближайшего окружения, с которыми дети активно действуют в повседневной жизни (игрушки, предметы быта, личные вещи, бытовая техника), их разнообразии, строении и назначении частей, из которых они созданы, качествах и свойствах этих предметов;назначении предметов домашнего обихода, транспортных средств, их строении;типичных действиях с ними (стул - на нем сидят, но сидеть можно и в кресле и т.д.);труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям (для жизни, удовлетворения потребностей человека: посуда, одежда, дом, квартира, техника); простейших трудовых процессах (на примере шитья одежды для кукол, труда повара, водителя);некоторых видах труда (помощник воспитателя моет посуду, пол, окна, меняет полотенца, раздает еду; повар нарезает продукты, варит суп и др.) и профессиях, доступных непосредственному восприятию ребенка (врач, дворник, водитель, повар).
Умения:
- видеть разнообразие окружающих предметов, познавать их свойства и качества;различать и называть существенные детали предметов (у стула - ножки, сиденье, спинка), похожие предметы (стул - табуретка, кофта - свитер);
- сравнивать и группировать предметы по цвету, форме, материалу, назначению;
- самостоятельно устанавливать связи между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он сделан;
- устанавливать связь между качеством, свойством и назначением предмета (почему именно из этого материала сделан стул);
- замечать закономерности и зависимость предметов и явлений (если холодно - нужна теплая одежда, если идет дождь - взять зонтик);
- сравнивать предметы по сенсорным эталонам, функциям и назначению.
Игровая деятельность
Особенности игровой деятельности:
- развивается ролевая игра;
- происходит переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой игре.
Дети включают в игру впечатления от восприятия художественных произведений, эпизоды из своей жизни, комбинируют их. В игре преобладают бытовые действия, отражающие процесс купания куклы, приема пищи и т.д. Появляются ролевые обозначения: я - мама, я - врач и т.д. Взятая роль придает смысл игровым действиям с предметами: мама выбирает предметы, необходимые для купания ребенка; врач подбирает для лечения градусник в виде карандаша и т.д. Ролевое взаимодействие осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру и т.д., на основе использования игрушек, реальных предметов и предметов-заместителей. Игра характеризуется целостностью сюжета, взаимосвязанностью отражаемых событий. Возникает интерес к сюжетам, отображающим игру в семью, больницу, транспорт и т.д.
Содержание игровой деятельности:
- выполнение роли и вытекающих из нее игровых действий, среди которых появляются некоторые действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Роли имеют название до начала игры, определяют и направляют поведение ребенка. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к партнеру по игре.
Представления о:
роли в игре;способах взаимодействия и общения в условиях игры.
Умения:
- воспроизводить в игре действия с игрушками, показанные взрослым и связанные с бытом (покормил куклу - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать);относить ряд игровых действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство и др.);принимать роль персонажа, который задан в сюжете игры;отражать в игровых действиях внешнюю сторону деятельности (с чем человек действует: "человек - предмет") и специфические действия человека (врач ласково разговаривает с пациентами и т.д.);пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и подчинять их функциональное употребление замыслу игры;замещать реальный предмет другим предметом или игрушкой в соответствии с сюжетом игры;взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в игре.
Трудовая деятельность
Самообслуживание
Представление о необходимости самообслуживания (элементарные, связанные с внешней мотивацией: "для здоровья", "для красоты").
Умения:
- самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), аккуратно вешать на стульчик; с помощью взрослого зашнуровывать, расшнуровывать и расстегивать обувь или застегивать ее; снимать, надевать и ставить обувь на место;контролировать выполняемые действия.
Хозяйственно-бытовой труд
Представление о необходимости поддерживать порядок в групповой комнате и на участке.
Умения:
- ставить и класть на место предметы быта, игрушки после игр;
- протирать детскую и игрушечную мебель;
- собирать листья, камешки, мусор на участке группы;
- мыть игрушки совместно со взрослым;
- выполнять трудовые действия: в соответствии с целью и планом, поставленными взрослым;
- аккуратно, спокойно, не отвлекаясь;осуществлять контроль за качеством выполняемых действий.
Труд в природе
Представление о необходимости выполнения тех или иных трудовых действий по отношению к растениям, животным (элементарные: цветок хочет пить, рыбки проголодались, хомячку в грязной клетке плохо и т.д.).
Умения:
- определять необходимость поливки растений по состоянию почвы;
- вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений;давать корм и воду животным в уголке природы (корм и вода предварительно готовятся педагогом).
Ручной труд
Представления о:
- способах изготовления поделок, игрушек, свойствах материалов, из которых они изготовлены;безопасном применении орудий труда.
Умение:
- изготавливать игрушки, поделки из бумаги, иных материалов посредством аппликации, конструирования и т.д. под руководством педагога.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
Развивать:
- познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т.д.);мотивационно-потребностную сферу ребенка и произвольность поведения;знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания;активную игровую деятельность детей (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи;способность к перевоплощению в игровую роль;игровые действия;межличностные отношения в условиях игры;личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
Формировать:
- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;положительное отношение к себе и позитивную самооценку;адекватную самооценку, способность к оцениванию своего поведения, действий, их результатов;жизненно необходимые умения и навыки: самообслуживания, здорового поведения; безопасной жизнедеятельности; элементарные трудовые навыки;коммуникативные умения;умение использовать заместители вместо реальных предметов (кирпичик становится утюгом или паровозиком; карандаш - термометром и т.д.);сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре;предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем рукотворном мире;определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам в различных сценках по составленным сценариям;позицию созидания, преобразования действительности, творческого осмысления сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий в условиях разных видов игр;обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;представления о труде взрослых и их роли в создании предметов; воспитывать:чувство собственного достоинства, уважение к себе;потребность в соблюдении гигиенических правил, способствующих укреплению здоровья;качества личности (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение договориться и т.д.);патриотические чувства;основы гуманного отношения к людям;бережное отношение к предметам рукотворного мира, желание бережно обращаться с игрушками, окружающими предметами;положительное отношение и уважение к труду, результатам человеческого труда и к тем, кто их создавал;желание принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах хозяйственно-бытового труда, в индивидуальных и коллективных поручениях;культуру выполнения трудовых действий;доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности, желание помочь или, наоборот, поблагодарить за помощь;интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа.
СОДЕРЖАНИЕ
Самопознание
Представления о:
- своем росте и развитии;собственной уникальности и неповторимости;положительной самооценке;своих социальных ролях.
Умения:
- осознавать себя;называть свою фамилию, имя, возраст;замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью ко взрослым, сверстникам;проявлять уверенность в деятельности.
Здоровье и личная гигиена
Представления о:
- правилах здорового поведения;путях созидания своего здоровья;взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на его здоровье;направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания;требованиях к гигиене;культуре поведения.
Умения:
- заботиться о чистоте тела (перед едой самостоятельно быстро и тщательно мыть руки и лицо, после посещения туалета, а также при необходимости; чистить зубы утром и вечером, пользоваться расческой, носовым платком, мыть ноги);самостоятельно готовить постель ко сну;замечать неполадки в прическе, одежде, обуви, устранять их самому или с небольшой помощью взрослого;сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях;соблюдать распорядок дня (вовремя ложиться спать, принимать пищу, гулять на свежем воздухе);бережно и внимательно относиться к своему здоровью: не ходить во влажной одежде, в мокрой обуви; здоровью окружающих людей;понимать важность охраны зрения и слуха;обращаться ко взрослому при малейшем недомогании и дискомфорте.
Культура питания
Представления о:
- профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта;полезности продуктов питания;сервировке стола;принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице.
Умения:
- выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;готовить несложные блюда.
Безопасность жизнедеятельности
Представления о:
- поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.);мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных);назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.);номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, "скорой помощи".
Умения:
- свободно ориентироваться в помещениях детского сада;набирать нужный номер служб помощи;применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Представления о:
- совместном участии мальчиков и девочек в выполнении заданий с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях;соблюдении правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективном труде;бережном отношении к продуктам деятельности (взрослого, сверстников);соотношении поступка и реакции окружающих на него (выражение взрослым положительных чувств, похвалы и положительной оценки или отрицательных переживаний по поводу деятельности ребенка).
Умения:
- проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям сверстников, взрослых;приветливо здороваться и прощаться;называть сверстника по имени;доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого;выполнять просьбы, поручения взрослого (сервировать стол, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, родителям);включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем и действовать в соответствии с новой игровой позицией.
Адаптивное социальное поведение
Представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми.
Умения:
- сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, подчиняться правилам и нормам;использовать способы общения, принятые в обществе.
Познание социума
Представления о (об):
- именах родителей, других членов семьи;видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);разных эмоциональных состояниях человека;том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках, столица Беларуси - Минск;своем поселке, улице, городе;национальном флаге, гербе, гимне, о народных героях, белорусских праздниках.
Умения:
- видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит;понимать других людей;приобщаться к празднованию основных праздничных дат государства.
Рукотворный мир
Представления о (об):
- взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от назначения (машины - самосвал, "скорая помощь", подъемный кран; жилой дом - магазин, городской дом - сельский дом);предметах рукотворного мира, качествах и свойствах, присущих предметам, материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса);распространенных видах транспорта по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); замечать многообразие пассажирского и грузового видов транспорта;существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, продукты питания, одежда);материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (столяр - рубанок, программист - компьютер, повар - сковорода и т.д.);трудовом процессе взрослых по созданию необходимых вещей, предметов; о разных видах трудовой деятельности, имеющих наглядно выраженный продукт, направленность на заботу о людях (продавец, швея).
Умения:
- ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;группировать предметы по существенным видовым признакам (назначение, строение), дифференцировать предметы одного рода (посуда - чайная, кухонная, столовая);различать и сравнивать предметы одного вида (ботинки - кроссовки, гольфы - носки, платья разного фасона);различать и называть транспорт по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); в зависимости от строения предметов;использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).
Игровая деятельность
Особенности игровой деятельности.
Выполнение роли является для воспитанника значимым мотивом в игровой деятельности. Развивается желание выполнять ту или иную роль, формируется избирательное отношение к ролям. Необходима помощь взрослого для распределения ролей между детьми. Смысл игры заключен в отражении отношений между персонажами. Дети изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. Ролевая речь становится средством взаимодействия.Содержание сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием игры становится выполнение игровых действий, связанных с отношением к ролям, выполняемым другими детьми. Выделены роли и правила в игре. Ролевые функции взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
Представления о (об):
- последовательности (цепочке) игровых действий в сюжетно-ролевой игре разной тематики: бытовой (игра в семью, детский сад); производственной, отражающей профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, парикмахерскую, строителей, транспорт и т.д.);отношениях между людьми. Умения:решать игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий;определять линию развития сюжета игры;соблюдать правила в игре, логику и последовательность игровых действий для решения игровой задачи;имитировать в игре определенные отношения между людьми;выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;распределять роли между детьми;называть себя в соответствии с ролью;выделять игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры (если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается "детям" на обед, и т.д.);подчинять свои действия действию других игроков;понимать друг друга, оказывать взаимопомощь в совместной игре;высказывать оригинальные идеи.
Игра со строительным материалом
Представление об объектах окружающего мира в процессе игры. Умения:
- анализировать предметы окружающей действительности;коммуникативные умения и технические, "строительные" навыки, приводящие к получению результата в виде постройки;заранее распределять функции игроков в строительной игре.
Трудовая деятельность
Самообслуживание
Представление о необходимости самообслуживания (с точки зрения необходимости для красоты, здоровья, привлекательности, самостоятельного выполнения действий, не обращаясь за помощью ко взрослому).
Умения:
- самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (с небольшой помощью взрослого: застегнуть верхнюю пуговицу на шубе, молнию на платье и т.д.), пуговицы расстегивать и застегивать (спереди), выворачивать одежду на левую сторону, складывать одежду и аккуратно вешать на стульчик; ставить обувь на место, очищать обувь и одежду от снега;самостоятельно завязывать шнурки;выполнять трудовые действия по самообслуживанию осознанно, понимая необходимость их выполнения.
Хозяйственно-бытовой труд
Представление о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей (поддержание чистоты, порядка необходимо "для здоровья", "для того, чтобы было приятно находиться в чистом помещении", "чтобы разбросанные игрушки не мешали другим детям" и т.д.).
Умения:
- совместно с педагогом поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (убирать игрушки, вытирать с них пыль, протирать игрушечную мебель, столы, стулья, подоконники, стенки аквариума, мыть горшки для цветов, расчищать дорожки от мусора, снега, перекапывать песок в песочнице);осуществлять простейшие процессы хозяйственно-бытового труда (сервировка стола, уход за предметами и игрушками, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли, стирка салфеток и др.) в собственной трудовой деятельности;совместно с педагогом стирать кукольное белье, подклеивать книжки, ремонтировать коробки из-под настольных игр;помогать педагогу в украшении групповой комнаты к праздникам;выполнять обязанности дежурного по столовой (раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать все на место);с помощью взрослого ставить цель трудовой деятельности, планировать трудовые действия, оценивать результат;выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности для рисования, аппликации, конструирования и др., после занятия убирать все на место);совместно с педагогом приводить в порядок орудия труда, инвентарь;выполнять совместную со сверстниками трудовую деятельность.
Труд в природе
Представления о (об):
- условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб) и др.);правилах посадки семян растений (бобы, фасоль, настурция, тыква, горох, редис, овес, свекла, репчатый лук, тюльпан, нарцисс, картофель и др.), ухода за растениями (полив, рыхление), в том числе за комнатными растениями;правилах ухода за животными (приготовление кормов, воды, чистка клеток, поддержание в чистоте поилок, аквариума, кормушек).
Умения:
- совместно с педагогом осуществлять посев растений: семена крупной и средней величины; с помощью педагога сажать бобы, фасоль, настурцию, тыкву, редис, горох, овес, свеклу, тюльпан, нарцисс, картофель; самостоятельно сажать лук, определяя при помощи условной мерки расстояние и глубину посадки;определять необходимость полива и рыхления почвы растений в уголке природы и на участке, правильно рыхлить растения (у комнатных растений по краям горшка, на участке - между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем);самостоятельно готовить и давать корм и воду животным (крошить, отмерять количество воды при помощи условной мерки);помогать педагогу менять воду в аквариуме, чистить клетки, мыть поилки, кормушки.
Ручной труд
Представления о:
необходимости ручного труда (поделка в подарок маме, для украшения группы и т.д.);свойствах и качествах материалов, из которых изготавливаются игрушки, поделки;способах изготовления поделок из различных материалов посредством аппликации, конструирования и т.д.
Старшая группа ( от 5 до 6 лет)
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
Развивать:
- потребность в познании своего "Я" и социальной действительности;социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;социальные способности к пониманию поведения взрослых и сверстников;социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;интерес к социальной действительности; к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;художественный вкус и способность окружать себя предметами, приносящими эстетическое удовольствие, создавать уют;творческие и организаторские способности, воображение и фантазию;мотивы (социальные, познавательные), значимые для формирования предпосылок учебной деятельности;произвольность поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроль;способность сопереживать партнеру по игре;
Формировать:
- положительное отношение к себе, другим и окружающему миру;позитивную самооценку, "Я-концепцию";навыки культуры: самообслуживания; поведения во всех режимных моментах (при умывании, приеме пищи, одевании и др.);культурно-гигиенические навыки;потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и с детьми в игре, в различных видах деятельности;представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека;опыт игровых действий, отображающих смысл социальных отношений;коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.);умения взаимодействовать с партнером по игре на основе ролевого диалога; планировать развитие содержания игры; подчиняться правилам ролевого поведения, не отступать от них;правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство;личность ребенка средствами трудовой деятельности;образ малой родины;
Воспитывать:
- осознанное отношение к здоровому образу жизни;гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;патриотические чувства;чувство любви к родному краю и гордости за него;нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту и повседневной жизни;оценочное отношение ребенка к качеству исполнения роли;нравственные и эстетические чувства;уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий;желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).
СОДЕРЖАНИЕ
Самопознание
Представления о:
- своем "Я" и личностных качествах в совместной деятельности с другими;внутренней позиции учащегося (развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам);своих возможностях, достижениях, оценке своих поступков;своих правах и обязанностях в группе, семье, на улице.
Умения:
- реализовать свою личностную позицию и изменить ее;адекватно воспринять себя во времени на основе формирования самооценки и уровня притязаний ("Я могу это сделать за 5 минут", "Я был, есть, буду..." и др.);проявлять внимание к собственному внутреннему миру, уверенность в себе, в своих силах и самоуважение;прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;осознать свои возможности, достижения на основе понимания своих способностей, интересов;видеть себя в "зеркале" другого человека;оценивать свои поступки с позиции общих ценностей: добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо;ориентироваться на мотивацию своего поведения с позиции гуманности, доброжелательности, справедливости, сопереживания;элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;называть свой домашний адрес;осознавать себя субъектом деятельности; членом семьи, коллектива сверстников.
Здоровье личности и личная гигиена
Представления о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых; полезная пища; свежий воздух; чистота.
Умения:
- внимательно относиться к своему здоровью (правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам);замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна;после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик; причесываться;обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным;ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;проявлять полоролевые модели поведения.
Культура питания
Представления о:
- значении рационального питания для здоровья человека;правилах:сервировки стола, пользования столовыми приборами;поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку);необходимости уважительно относиться:к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда;к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.
Умения:
- пользоваться столовыми приборами;совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Безопасность жизнедеятельности
Представления о:
- правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья.
Умения:
- внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов;соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.;ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать "скорую помощь";соблюдать правила дорожного движения;пользоваться светоотражающими элементами.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Представления о:
- социальных нормах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способах оказания помощи младшим, внимательного отношения к сверстникам противоположного пола;возможности проявить инициативу;позиции старших в дошкольном учреждении.
Умения:
- проявлять доброжелательность, взаимопонимание, чуткость, сопереживание, способность к эмпатии и децентрации;планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников; действовать совместно в разных видах деятельности;поддерживать порядок, оказывать посильную помощь малышам (помогать им одеваться и раздеваться, наводить порядок в групповой комнате, на участке);проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы;бережно относиться к результатам труда взрослых;оказывать посильную помощь взрослым;вступать во взаимодействие с родственниками в соответствии со своими ролями;принимать позицию другого и действовать по отношению к нему как к самому себе;элементарного самоконтроля и саморегуляции своих взаимоотношений с окружающими.
Адаптивное социальное поведение
Представления о (об):
- навыках социально одобряемого поведения в семье и общественных местах;адекватных моделях общения и поведения.
Умения:
- высказывать просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным принять точку зрения другого человека; быть доброжелательным;с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю;выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (взрослого или ребенка);проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает - нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку - надо помочь; у бабушки болят ноги - надо идти медленнее).
Познание социума
Представления о (об):
- явлениях социальной действительности;культурных ценностях;своей семье (значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых);близких родственниках, их занятиях;своем детском саде как о втором доме;том, как живут люди в Республике Беларусь, как помогают друг другу; какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей;географическом расположении Республики Беларусь, с какими государствами граничит;символах белорусского государства (флаг, герб), Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);государственных и народных праздниках; декоративно-прикладном искусстве; народном кукольном театре;достопримечательностях родного города, села, столицы республики, своей Родины;эмоциональных и физических состояниях людей и социальных нормах их взаимоотношений.
Умения:
- рассказать о своей семье;рассказать о детском саде;определять и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
Рукотворный мир
Представления о (об):
- предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека: игрушках, предметах домашнего обихода, технике и приборах, одежде, сувенирах;предметах, облегчающих труд человека в быту, об общих признаках, свойствах и качествах;распространенных видах транспорта;истории возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы (средства передвижения, письма, игрушки, одежда, обработка материалов и т.д.), стали более удобными и полезными;содержании труда взрослых по созданию предметов рукотворного мира (одежды, обуви, посуды, мебели);профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира (строителя, швеи, продавца, рабочих на заводе и фабрике, работниках сельского хозяйства);наиболее распространенных видах труда белорусов, выпускаемой на белорусских предприятиях продукции, разных отраслях промышленности (заводы и фабрики, труд в сельском хозяйстве) и традиционных ремеслах.
Умения:
- объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности (гибкий, хрупкий, прозрачный, вертящийся);сравнивать предметы по их видовому и родовому признакам, выделяя и сопоставляя их различия и свойства; самостоятельно приходить все к новым обобщениям (сумка и портфель, платье и сарафан);самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы;группировать, обобщать и классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению, профессиональной принадлежности);пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением, бережно к ним относиться;видеть в предметах красоту сочетания формы, цвета, размеров и их целесообразность в практическом применении;определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах.
Игровая деятельность
Особенности игровой деятельности: расширяется тематика сюжетно-ролевой игры, ролевых и режиссерских игр-драматизаций, дидактических игр. Смысл игры проявляется в типичных ролевых отношениях. На основе ролевых диалогов устанавливается игровое взаимодействие. Дети стремятся исполнять роли в соответствии со своей половой принадлежностью. Для них важна не столько логика, последовательность игровых действий, сколько смысл социальных отношений. Дети осознанно подходят к выбору сюжета, предварительно его обсуждают, планируют развитие его содержания. Появляются новые сюжеты, связанные с полученными впечатлениями и влиянием времени (игра в банк, охрана правопорядка, по мотивам мультфильмов и т.д.). Происходит переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений); усиление целенаправленности, последовательности, связности изображаемого. Сюжетно-ролевая игра Содержание игры. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
Представление о правилах общения, влияющих на характер взаимоотношений участников игры.
Умения:
моделировать реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека);планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.одновременно и одинаково последовательно осуществлять игровые действия, согласовывать их;устанавливать очередность выполнения наиболее привлекательных ролей и т.д.;наблюдать за сверстниками, сравнивать их игровые действия со своими;радоваться успехам партнера по игре;сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;принимать решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.
Трудовая деятельность
Самообслуживание
Представление о необходимости труда по самообслуживанию с точки зрения значимости для красоты, здоровья.
Умения:
- самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки, содержать одежду и обувь в чистоте.
Хозяйственно-бытовой труд
Представление о значимости хозяйственно-бытового труда с точки зрения сохранения здоровья, заботы об окружающих.
Умения:
- поддерживать порядок в группе, на участке (вытирать пыль с подоконников, мыть игрушки, строительный материал, собирать мусор на участке, чистить дорожки от снега, перекапывать песок в песочнице, помогать педагогу выносить на прогулку игрушки, инвентарь);под наблюдением педагога ремонтировать книжки, коробки для игр;выполнять обязанности дежурного по столовой (сервировать стол, затем убирать со стола);выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности, после занятий убирать их).
Труд в природе
Представления о (об):
условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб), поддержание чистоты в клетке, аквариуме и др.);способах выполнения видов работ.
Умения:
выполнять обязанности дежурного по уголку природы (поливать растения, кормить животных, совместно со взрослым чистить клетки, аквариум);ухаживать за растениями (перекапывать почву, сеять семена, поливать растения, рыхлить землю, пропалывать грядки, совместно со взрослым собирать урожай);ухаживать за животными (периодически кормить, менять воду, убирать клетки, совместно с педагогом чистить аквариум).
Ручной труд
Представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.), возможностях применения различных материалов для создания поделок. Умение изготавливать поделки из различных материалов.