Как надо вести разговор «про это» в возрасте от 3 до 9 лет.
Половое развитие ребенка начинается с самого рождения как в медицинском, так и в психологическом плане.
Однако если до трех лет дети не осознают своей половой принадлежности, то в норме после 3-4 лет у ребенка происходит четкая идентификация себя как девочки или мальчика.
Именно в этот момент начинается сексуальное развитие ребенка: малыши проявляют интерес к первичным половым признакам как к своим, так и у представителей противоположного пола.
Как вы понимаете, четкая половая идентификация у малыша совпадает с тем самым непростым кризисом трех лет, и об их взаимосвязи нужно знать несколько важных вещей:
— первый оргазм ребенок может испытать в возрасте от 3 до 5 лет;
— если преодоление кризиса трех лет прошло неверно, следствием может стать онанизм, в котором малыш будет искать утешение и успокоение.
Так что реагировать на все нужно сдержанно и осторожно.
Как реагировать на прикосновение малыша к гениталиям?
Правило №1 — сохранять полное спокойствие. Малыш познает себя, и это абсолютно природный процесс.
Правило №2 — рассказывать только то, что ребенок хочет знать. Это значит, что вы должны отвечать на четко поставленный вопрос без дополнений. Если ребенок спросил о своих половых органах, не стоит ему читать лекцию по анатомии или описывать весь функционал органа. Только четкий ответ на четкий вопрос.
Правило №3 — не уходить от «неудобных» вопросов. Многие родители руководствуются отговоркой «ты еще маленький», но если ребенок задал вопрос, значит, он для него созрел.
Самые частые варианты рассматривания половых органов:
— в детском саду в кругу сверстников;
— дома, вплоть до попыток снять с родителей нижнее белье, чтобы рассмотреть, «как я буду выглядеть, когда вырасту».
На последний вариант стоит реагировать спокойно. Но здесь важно оставаться родителями, которых надо уважать и ценить. То есть показать гениталии можно невзначай и ОДИНАКОВЫМ полам (мама+дочь, отец+сын), если же такое произошло случайно, «улыбаемся и машем». Инициировать показательные выступления точно не стоит!
Последствия неправильных реакций родителей:
— резкая критика интереса мальчика к гениталиям может привести в будущем к занижению его мужской самооценки и комплексу «неспособности удовлетворить женщину»;
— чрезмерная вседозволенность, наоборот, может подтолкнуть к переоценке собственных умений: «никто другой не сделает это лучше, остается самоудовлетворение».
Выход — золотая середина. О ней расскажу ниже.
Как разговаривать «об этом» с детьми?
Тему интимных бесед можно условно разделить на несколько уровней.
Первый уровень — географический.
На этом уровне ребенок представляет себе, как он появился.
Что делать: пользуйтесь правилом, о котором шла речь выше, — только ответ на вопрос. Если поступил вопрос: «Мама, где я был до рождения?», отвечайте: «В животике». Если ребенок не задает дополнительных вопросов, значит, такого ответа ему достаточно.
Второй уровень — изготовление детей.
Дети часто представляют себе, что это существует некий завод, где деток комплектуют под родителей.
Что отвечать на вопрос «как я получился»? Предложите ребенку пофантазировать: «А как ты думаешь?». Выслушав версию малыша, обязательно одобрите ее. А потом скажите: «Дети появляются, когда есть мама и папа, когда они очень любят друг друга, у них в организме есть составляющие — яйцо и семя, и они соединяются. Избегайте лишних подробностей. Помните, нет дополнительных вопросов — не нужно лишней информации.
Третий уровень — переходный.
В 4-5 лет дети начинают представлять процесс деторождения. Каждому ребенку интересно, как же он из животика вышел. Причем закономерно, что у мальчиков этот вопрос возникает позже, чем у девочек.
Что делать: возьмите в помощь энциклопедию. В этот период уже можно называть термины сперматозоид и яйцеклетка.
В этот период дети уже, как правило, понимают, что есть три условия появления детей:
— социальные отношения: дружба, любовь, брак;
— половая связь;
— слияние сперматозоида и яйцеклетки.
Что такое половая связь для ребенка: это когда мама и папа любят друг друга, трогают друг друга, говорят ласковые слова и ложатся вместе спать. Зачастую именно это и есть детское понимание определения половой связи.
Если ребенок задает вам вопрос на эту тему, важно не страшиться и не смущаться. Дети считывают вашу реакцию, и если вы оторопели, то у ребенка складывается осознание: вопрос столь интимен, что его точно не стоит выносить на обсуждение с родителем.
Кстати, не бойтесь, если дети ищут ответы в социуме, обсуждают это со сверстниками. Узнав о таком факте, не осуждайте ребенка, лучше аккуратно разведайте, что он узнал.
Включиться со своими объяснениями стоит только в том случае, если ребенку рассказали совершенно неправильную версию, например, что дети получаются от поцелуев.
В период 4-6 лет у детей нередко присутствуют ролевые игры. Ваша задача убедиться, что ребенок играет персонажа своего пола.
Еще одна характеристика этого возраста — первая влюбленность. Возникновение симпатии для малышей часто обусловлено только внешними данными объекта внимания. Тут ваша задача как родителя — развить эмоциональный аспект вопроса, уточнить, какие эмоции у него вызывает его симпатия.
Вообще, эмоциональная составляющая крайне важна. Зачастую дети оказывают объекту обожания чрезмерно агрессивные знаки внимания именно из-за непонимания и неумения правильно продемонстрировать свои чувства.
В возрасте 6-9 лет у детей начинаются первые сладкие поцелуи, имитация первого сексуального опыта. Нередко у девочек это происходит с представительницами своего же пола, у мальчиков на предметах, продуктах питания (пример: отработка техники поцелуя на помидорах).
Ваши действия: давать ребенку знания о нормах поведения — женщина+мужчина = норма. Остальные вариации — нет.
Как реагировать, если ребенок стал свидетелем интимной сцены родителей?
А такой факт возможен по ряду причин: от банального жилищного вопроса до умышленного подсматривания в силу любопытства.
Вы должны понимать, что ребенок может испугаться, но не самого факта полового акта, а в большей степени бурных эмоций. Чаще всего у детей возникают вопросы именно об эмоциях, а не о самом процессе.
Ваш ответ: ночь — это когда мама с папой могут остаться вдвоем, поцеловаться, обниматься. Делайте упор на эмоции, расскажите, что спальня — это ваш мир, где вы позволяете себе расслабиться, поцеловаться, побыть вместе.
Внимание: осторожничайте со словом «игра», не говорите, что вы «играли», потому что процесс игры вызывает у ребенка азарт.
На вопросы об эмоциональном, звуковом сопровождении процесса отвечайте: «Мы же обнимались, нам было хорошо». Делайте упор, что увиденное ребенком, ваш интим в вашем родительском мире, в спальне — это нормально.