Игра в развитии ребёнка с ОПФР.
Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребёнка развиваются основные формы мышления, речь и воображение.
Во время игры происходит взаимодействие ребёнка с окружающим миром, ребёнок разыгрывает определённый сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.
Есть несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребёнка: действия направленные на себя (например, причёсывание своих собственных волос игрушечной расчёской); действия, направленные на куклу (например, причёсывание волос куклы); действия, направленные на другого человека (например, причёсывание волос мамы); действия, направленные на предметы (например, размещение чашки на блюдце). Существуют некоторые типы игр:
Сенсоматорная игра – эта форма игры направленная на исследование различных свойств предметов окружающего мира с использованием каких-либо действий над ними: ощупывания, облизывания, обнюхивания, постукивания. Сенсоматорная игра вовлекает ребёнка только в одно действие в течение определённого промежутка времени (катание, верчение, кручение, бросание и т.д.) Ребёнок взаимодействует в паре с одним взрослым человеком в течение определённого периода времени.
Комбинационная игра – исследование взаимосвязи между свойствами различных объектов. В комбинационной игре игрушки используются безотносительно их прямого назначения. Игрушки могут быть помещены в ряд, друг на друга, внутри друг друга и т.д.
Функциональная игра – использование объектов в соответствии с их назначением. Ребёнок может взять игрушечную ложечку или чашечку и сделать вид, что он ест или пьёт. Игровые предметы используются согласно их функциям. Такой вид игры свидетельствует об умении подражать, а подражание очень сложная задача для детей с аутизмом.
Символическая игра - использование одних предметов с целью изобразить другие. Выделяют 3 базовые формы символической игры: предметная замена (ребёнок может вообразить, что брусок-это машина); приписывание несуществующих качеств (ребёнок может представить, что плюшевый медвежонок живой); воображаемые объекты, как реально существующие (например, ребёнок может воображать, что под кроватью прячется серый волк).
Сюжетно-ролевая игра – сознательное изображение социальных действий с участием двух и более людей. В процессе сюжетно-ролевой игры дети изображают простой сюжет, основанный на ежедневных ситуациях, например, понарошку готовят еду для гостя.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что игра является очень важным компонентом для развития детей с ОПФР, давайте развивать наших деток вместе, проигрывая с ними важнейшие жизненные ситуации.
Игры для развития общей моторики.
Упражнения с элементами основных движений: ходьба, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
- бросить мяч верх и поймать двумя руками, одной рукой;
- ударить мяч о стену и поймать двумя руками, одной рукой;
- подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
- пройти по начерченной на полу линии;
- попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
- попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд;
- повернуться туловищем направо и налево;
- подлезть под натянутой верёвочкой;
- игры типа «тир»: попадание в цель различными предметами(мячом, стрелами, кольцами).
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
«Буквы» - изобразить руками О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» поворот ключа разъединить.»Олень здоровается» - скрещенные руки поднять верх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать лёгкие полунаклоны вперёд.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» - насчёт 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.
«Пальцеход» - на плотном ковролине нашито 20 пуговиц по 10 в 2 ряда. Ребёнок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого 5 ног, по столу, сначала правой, а затем левой рукой.
«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
«Командир» - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счётом: «Ты командир, а твои пальчики – солдаты. Командуй: раз, два, три…»
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак-ладонь» - поочерёдное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кулак-ребро-ладонь» - поочерёдное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочерёдное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Барабанщик» один ребёнок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» - на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом – домик или гараж. Мама говорит: «Ты- водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога по которой ты поедешь не простая. Будь внимателен и осторожен».
Ребёнок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек.
Упражнения с предметами.
- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина).
- составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением поочерёдности цветов.
- вырезание из бумаги какой-либо фигуры.
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, бисера.
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис).
- застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
- доставание бусин ложкой из стакана.
- складывание мелких деталей (пуговицы, бусины в узкий цилиндр).
- стирание ластиком нарисованных предметов.
- капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
- надевание и снимание колечка (массаж пальца).
- втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки).
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой верёвке.
- перебирание чёток или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно.
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненным горохом и фасолью, в пластиковых вёдрах или тазиках.
- катании мячей-ёжиков (с шипами).
Формоообразующие движения (работа с пластилином)
- скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, сглаживание, вдавливание.
Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения кистей рук:
- мытьё рук перед едой;
- стряхивание воды с кисти;
- полоскание белья;
- надевание перчаток;
- поглаживание кошки;
- пальчики танцуют.
Упражнения можно придумать самим, проявив творчество.